Эффект фантомных денег: почему мы тратим больше, расплачиваясь картой? / Оффтопик /

Эффект фантомных денег: почему мы тратим больше, расплачиваясь картой?Цифровая революция не стоит на месте и активно меняет нашу жизнь, в том числе и способы оплаты покупок. Безналичные расчеты все более вытесняют наличные деньги, и, как показывает исследование, имеют свои особенности, которые нельзя просто так отбросить.

Одно из открытий исследования — так называемый «безналичный эффект». Психологический момент перехода от реальных денег к «виртуальным» влияет на наше потребительское поведение.

Говорят, что люди чаще тратят безналичные деньги, потому что они не ощущают такого дискомфорта при расплате, как это бывает при передаче наличных из рук в руки. Но в итоге, как выяснили ученые, «безналичный эффект» существует, но не такой уж и сильный, как предполагалось ранее.

И вот случай из жизни: вы пришли в магазин, полный решимости купить только одну вещь. Подходите к кассе, достаете карту, процесс оплаты кажется таким простым и безболезненным, что, оказывается, вы уже не останавливаетесь на одной покупке.

Валите в корзину еще пару вещей, можете и весь магазин сразу опустошить, а потом дома обнаружить, что немного переборщили. Но ведь это все из-за этого «безналичного эффекта»!

Интересно, что размер этого эффекта зависит от нескольких факторов. Например, от степени прозрачности оплаты и отсрочки платежа. Как рассказывают нам ученые, чем больше платеж похож на наличный расчет и чем дольше отсрочка, тем сильнее «безналичный эффект».

Вспоминается ситуация, когда вы делаете покупку в интернет-магазине, где все очень просто: один клик, и заказ готов. И не сразу осознаете, сколько денег уже потрачено, потому что процесс оплаты прошел так быстро и легко, что вы уже не замечаете, как растет сумма покупок в корзине.

Еще один момент, который выяснили ученые, — люди склонны тратить больше безналичных денег, когда хотят продемонстрировать свой статус или вызвать восхищение окружающих. Это, конечно, объяснимо: купив что-то дорогое и эксклюзивное, мы часто хотим, чтобы об этом узнали все вокруг.

Например, вы сходите в роскошный ресторан, заказываете самое дорогое блюдо и весь вечер не упускаете момента упомянуть об этом в разговоре. «А вчера я там был, знаете, я заказал там…».

Но есть и другие ситуации, когда разница в трате наличных и безналичных денег практически незаметна. Например, когда мы оставляем чаевые или делаем пожертвования.

Здесь уже не играет такой большой роли, наличные это или электронные деньги, главное, чтобы было сделано доброе дело.

Интересно, что состояние экономики тоже имеет значение. В периоды экономического роста люди склонны тратить больше, потому что они чувствуют себя увереннее и оптимистичнее. Если всюду вокруг процветание, почему бы и нам не купить себе еще одну пару обуви?

А вот уровень инфляции, как оказалось, не сильно влияет на наше потребительское поведение. Может быть, потому что мы уже привыкли к постоянному росту цен и просто перестали обращать на это внимание.

Наконец, ученые заметили, что со временем «безналичный эффект» начинает ослабевать.

Люди как будто привыкают к безналичным платежам, и для них уже не так важно, каким способом расплачиваться. Вот именно поэтому когда только ввели безналичные платежи, многие боялись ими пользоваться, а сейчас это для нас что-то абсолютно обыденное и привычное.

Так вот, если вам дорог ваш кошелек и вы не хотите, чтобы он похудел из-за «безналичного эффекта», будьте бдительны! Сейчас, когда магазины активно переходят на безналичные расчеты, не лишним будет помнить об этих особенностях.